Имидж политических партий

imidzh-politicheskix-partij2В современном обществе при множестве партий, когда совпадают положения их программ, они могут различаться только своими имиджами, на которые реагируют избиратели.

Процесс формирования имиджа политических партий начинается с выбора модели имиджа партии.

Проведенные психологические и социологические исследования, позволили определить вид базовой модели имиджа политической партии. Методом экспертной оценки (экспертами являлись ученые-политологи и политические психологи, а также депутаты Государственной Думы) определена десятикомпонентная модель, включающая следующие составляющие):

  1. имидж лидера
  2. сила личности лидера;
  3. идеология партии;
  4. образ деятельности партии;
  5. имидж членов партии;
  6. политические и иные ресурсы и возможности партии;
  7. имидж электората партии
  8. особенности политического пиар и рекламы;
  9. особенности партийной политической риторики ;
  10. символика партии.

Данная модель приемлема для партий умеренно-центристской направленности.

Выделим некоторые особенности имиджевых характеристик российских партий:

  1. Соответствие партии структуре общества (например, до октября 1917 года наиболее массовой политической партией была эсеровская, в период перестройки на первое место вышли парии, запрограммированные на разрушение и т.п.
  2. Политические партии идут по пути создания связки «партия – лидер». Партия функционирует благодаря имиджу своего лидера. Пример тому Жириновский и партия ЛДПР.
  3. В президентских выборах имиджевые характеристики партий могут выступать в качестве механизма выхода в народ. Т.е. кандидат в президенты должен как бы опереться на множество политических фигур, пользующихся доверием у разных групп населения;
  4. При создании своего имиджа партии должны идти по пути формирования корпоративного имиджа, т.е. когда все элементы работают на одну идею. Например, это может проявляться в ее лозунгах. Лозунг большевиков в 197 году: «Земля – Крестьянам» и «Мир – народам» отражали насущные потребности людей. В 1997 году в Великобритании побеждает лейбористская партия, используя лозунги «Новые лейбористы. Новая Британия. Новое видение».

В этом русле огромная роль отводится символике партии. Символ в политике выполняет множество функций: является средством единения, способом коммуникации, способствует ощущению силы и т.п.

imidzh-politicheskix-partijВыделяют несколько видов символов:

  • символ-идея. Это все то, что выражает идеологию партии: программа, платформа, устав и пр. Политическая идея в большей степени зависти от ее мифологичности. Самый распространенный идеал – это миф «о золотом веке», который преподносится в различных формах;
  • символ-объект. Это флаги, эмблемы, символические памятники; Мультипликационный медведь – символ Единства, кедр – экологическое движение зеленых, серп и молот на фоне развернутой книги – КПРФ и т.д.
  • символ-персона. Если имидж лидера приобретает символическое значение, то его влияние значительно возрастает. Например, так было с Лениным, Сталиным, Жириновским и т.п.
  • символ-звук. Это партийные гимны, песни, музыкальные позывные. Так, у коммунистов заседания начинаются под музыку и пение Интернационала, у Союза правых сил под музыку патриотической песни М. Глинки.

Методы выявления действенности имиджа политических партий

  1. Через анализ электоральной мотивации, т.е выявления ответов на вопрос: «Почему люди голосуют за данную партию»
  2. С помощью независимой экспертной оценки. Ее целесообразно проводить с помощью структурированного интервью с опорой на модельные схемы
  3. использование социологических и социально-психологических исследований.
Категория: Имидж
Оставить комментарий